Сейчас не будем касаться тех вегетарианцев, которые избегают животной пищи, беспокоясь своим состоянием здоровья. Это – просто заблуждение, поскольку избегая мясной пищи, они лишают себя полноценных белков и витамина В12, который хотя и вырабатывается микрофлорой кишечника, но не усваивается, поскольку производится в толстой кишке, а усвоение происходит в тонкой.
Речь пойдёт о тех, кто не ест мяса и рыбы из идейных соображений, защищая животных. Почему-то ни разу не приходилось слышать, чтобы такие вегетарианцы возражали против того, что, скажем, волки или тигры едят мясо. Человек, между прочим, с точки зрения биологии – тоже животное (домен эукариоты, царство животные, тип хордовые, подтип позвоночные, класс млекопитающие, отряд приматы, семейство гоминиды, род человек, вид человек разумный, подвид человек разумный разумный (в отличие от человека разумного старейшего, который уже вымер)). То есть, они поощряют неравенство в животном мире, допуская для одних животных то, что не допускают для других.
Утверждения о том, что поедание мяса – искусственная потребность, навязанная рекламой, не выдерживает критики. В 1955 году во Владимирской области была обнаружена стоянка древнего человека возрастом от 20 до 29 тысяч лет. Исследования костей на содержание микроэлементов выявило следующее:
(могила 1, Сунгирь-1). Проведенный химический анализ минеральной части костной ткани мужчины зрелого возраста со стоянки Сунгирь-1 позволяет судить об прижизненном минеральном статусе организма и реконструировать особенности питания. Общий уровень минеральной насыщенности, концентрации цинка, меди, стронция, кадмия, никеля, кобальта дают основания предполагать хорошую сохранность костной ткани (табл. 9). Минерализация костной ткани, определенная для взрослого индивида со стоянки Сунгирь-1, может быть отнесена к умеренным величинам. Более четкого мнения вынести невозможно, имея в виду возможные посмертные процессы. Чрезвычайно высокая концентрация марганца, очевидно, связана с диагенетическими изменениями. Предположить, что костная ткань, в течение десятков тысяч лет находившаяся в грунте, не претерпит каких-либо изменений, было бы фантастичным. Проблема не в том, чтобы найти свидетельства диагенетических процессов, а в том, чтобы выделить некоторые особенности минерального статуса, которые могли быть обусловлены прижизнеными особенностями.
Концентрация кальция не так низка, чтобы утверждать исключительное влияние грунтовых условий. Так, Т. Крист приводит данные об изменчивости содержания кальция для одной из поздних палеопопуляций: 38,79±1,66% для мужчин и 38,98±1,18% для женщин (Crist, 1995). Пониженная концентрация кальция и умеренная общая минеральная насыщенность скелета – биологические особенности, смысл которых дополняет и объясняет друг друга. Исходя из этого наблюдения, а также имея в виду хорошую сохранность костной ткани, будем придерживаться предположения, что кости мужчины из первого погребения при жизни характеризовались умеренными значениями как общей минеральной насыщенности, так и концентрации кальция. Комплекс морфологических особенностей индивида из Сунгирь-1 настолько своеобразен, что не находит полных аналогий среди современного человечества. В строении скелета этого индивида нет также ярких черт (таких, например, как значительная внутренняя массивность или, напротив, тонкостенность диафизов), которые указывали бы на повышенную или пониженную общую минеральную насыщенность скелета (Медникова, 2000). Из всего спектра микроэлементов, концентрации которых были определены, выделим триаду цинк–медь–стронций. Эти элементы наиболее информативно ценны для реконструкции типа питания (Gulbert, Mielke, 1985). Каждый химический элемент имеет свои индикативные свойства. Так, например, содержания кадмия и свинца могут быть успешно использованы для фиксации техногенного загрязнения. Повышение концентраций кадмия связывается с употреблением в пищу тканей морских членистоногих и моллюсков (Arrenius, 1990; Liden, 1995). Концентрации никеля и кобальта не показывают четкой связи с каким-либо типом питания. Эти элементы предпочтительнее использовать в качестве индикаторов процессов диагенеза и (или) местных геохимических условий.
В костной ткани индивида С-1 было определено умеренное значение концентрации меди, свидетельствующее об отсутствии в его рационе значимого количества беспозвоночных. Этот тезис подтверждается крайне низкими концентрациями кадмия. Содержание цинка – индикатора мясного компонента в рационе – полностью соответствует ожидаемой величине: именно такие концентрации (примерно от 100 до 150 ppm) типичны для индивидов, в привычный рацион которых входит большое количество мяса наземных позвоночных. Содержание стронция может быть определено как довольно низкое, что, вероятно, вызвано малым количеством растений в рационе.
Итак, хорошая сохранность костной ткани позволяет относиться ко многим из полученных данных как к достоверным. Минеральный статус этого индивида в целом можно охарактеризовать как нормальный, сбалансированный. Каких-нибудь проявлений возрастных постдефинитивных изменений не прослеживается. Большую часть рациона питания этого человека, безусловно, составляло мясо наземных позвоночных животных. Судя по значениям концентраций микроэлементов, в продолжение последних лет он не испытывал длительного недоедания и каких-либо проблем, связанных с патологиями пищеварительной системы. Также был проведен изотопный анализ костной ткани этого индивида (Richards et al., 2001). Полученные данные указывают на преимущественно мясную диету (болд мой – steissd).
Таким образом, химический анализ лишь подтвердил вполне ожидаемый результат: пищевой рацион индивида со стоянки Сунгирь-1 состоял в основном из мяса наземных позвоночных. Погребение подростков (могила 2). Реконструкция прижизненных особенностей минерального статуса детей, и особенно подростков, затруднена, так как в этом возрасте организм чрезвычайно динамичен, скорость перестроек (в том числе и скелетных структур) очень высока, важнейшие физиологические изменения в организме происходят стремительно. В общем виде, для периода активного строительства тканей характерно интенсивное накопление всех необходимых биогенных элементов (цинка и меди – в первую очередь) (Козловская, 1988). Однако некоторый дефицит питания и витаминов может приводить в периоды интенсивного роста организма к резкому снижению концентраций биогенных микроэлементов. Как упоминалось, минеральная насыщенность костной ткани существенно превышает прижизненные величины. Это вызвано, вероятнее всего, незрелостью скелета и большой интенсивностью распада органических соединений.
Мальчик в возрасте 12–14 лет. Сунгирь-2. Концентрация кальция, определенная для этого подростка, соответствует средним значениям этого элемента для взрослого индивида. Это наблюдение заслуживает особого внимания. Как уже упоминалось, процессы привноса минеральных веществ извне и посмертный распад органических соединений приводят к искажению относительных величин содержания химических элементов в костной ткани. В наибольшей мере это относится к макроэлементам, в первую очередь к кальцию и фосфору. Однако значительные индивидуальные вариации концентраций кальция, обнаруженные у четырех изученных индивидов, свидетельствуют о сохранении неких индивидуальных черт минерального статуса, а не о полной нивелировке биологических особенностей организма с течением времени под активным воздействием грунта. Поэтому есть основания предполагать, что величина содержания кальция в образце костной ткани подростка из Сунгирь-2 отражает прижизненные особенности. Для описания основных составляющих диеты подростка рассмотрим концентрации трех химических элементов – меди, цинка, стронция. Обнаружены крайне высокие концентрации меди. Этот экстремум вряд ли может быть объяснен грунтовым загрязнением, поскольку какие-либо геохимические предпосылки для такого загрязнения отсутствуют. Высокие концентрации меди связываются с употреблением в пищу большого количества различных беспозвоночных (насекомых, ракообразных, моллюсков).
Говорить о том, что 20 тысяч лет назад существовала реклама и потребительское общество, навязывавшие людям искусственные потребности, не приходится. Пищевые предпочтения диктовались инстинктами, и эти самые инстинкты подсказывали людям необходимость есть мясо. Точно так же, как они подсказывают это волку. И не вижу ни малейшей причины дискриминировать такой важный компонент животного мира как Homo sapiens sapiens в пользу всей остальной фауны.
Яичко хорошо к Христову дню, а цветы – к событию. Быстрая доставка цветов Киев. Так можно обеспечить их своевременное получение адресатом.
да они ели и коренья и ягоды и травы всякие, но чаще использовали все это как приправы к бульонам, мясным рыбным блюдам. совсем без витаминов то никак да белые их споили, зато вместо алкогольдегидрогеназы у них другое мож че есть..к мухоморам там.. бедных потерянных коренных народов крайнего севера я насмотрелась, когда там жила и училась в школе. нет зрелища печальнее на свете чем пьяный чукча и его дети.
Re: сыроеды
Date: 2010-11-11 09:47 pm (UTC)да белые их споили, зато вместо алкогольдегидрогеназы у них другое мож че есть..к мухоморам там..
бедных потерянных коренных народов крайнего севера я насмотрелась, когда там жила и училась в школе. нет зрелища печальнее на свете чем пьяный чукча и его дети.