Достаточно типичной является публикация на тематических сайтах или в блогосфере о том, какое интересное детство было у тех, кто были мелкими в 60-70-е годы, когда электроника в быту ограничивалась телевизором и радиоприёмником. Какие чудесные фугасы и ручные гранаты они делали из магния, марганца, церия, глицерина, гексогена и прочих подручных веществ, как радостно гоняли мяч летом, а шайбу зимой, и как плевались жёваной бумагой из трубочек, в том числе и на уроках. И противопоставляют это нынешним ребёнкам, уткнувшимся в смартфоны.
Я не говорю о том, что это было небезопасно. В конце концов, увлекались этим почти все, а серьёзные травмы получили очень немногие. Конечно, если мелкому при взрыве поджига или бомбочки вышибло глаза и оторвало ушки, его не сильно утешает статистика, согласно которой подобный исход случался только (цифра с потолка, я не владею статистической информацией по теме) в 0.0003 процентах случаев. Ушки-то свои, а не принадлежащие ЦСУ СССР или статистическим управлениям министерства здравоохранения или наркомпроса.
Интересно в этом вопросе другое. В те времена, когда вместо айфонов существовали подвижные игры, многие родители противились подобному времяпрепровождению не в меньшей степени, чем сидению у экрана. Старались во что бы то ни стало оторвать мелкого от подобных занятий и усадить за уроки либо припахать к домашним делам, желательно как можно более неприятным.
Рациональное объяснение всегда находилось, от пугалок из детской поликлиники относительно травм до рассуждений самозваных психологов, вроде Шишовой и Медведевой, о пагубности виртуального пространства, где страшные педофилы конкурируют с ужасными торговцами наркотиками в розницу и Родиной оптом за внимание мелких. Плюс, понятное дело, в ход шли и такие «вечные» истины, как «ученье — свет, а неученье — тьма» и что-то о том, что все члены семьи должны делить нагрузки по дому между собой (при этом большинство подобных мамаш не решались предъявить аналогичные требования собственным мужьям, чтобы не быть посланными открытым текстом на, в и к (а то и в ряшку могло прилететь, в зависимости от степени трезвости мужа и его рода занятий) — феминизма, по крайней мере, в СССР, в 70-е годы точно не было).
И сдаётся мне, что главный мотив подобных родительских требований отнюдь не связан ни с успеваемостью, ни с потребностью в помощи по дому. Дело в желании ощутить собственную власть. Одно из проявлений власти — это возможность лишить человека удовольствия и заставить делать то, что ему категорически не нравится. Просто так, без реальной практической цели. А на ком упражняться в этом, как не на полностью зависимой мелочи?
Понятно, что всё хорошо в меру, и уроки всё же должны быть сделаны, но тут можно было бы оценивать ситуацию по конечному результату, а не по пердячему пару и степени фрустрации...