Когда-то очень давно был детский фильм про доктора с жёлтым чемоданчиком. У него там были таблетки не от известных болезней ушастых, вроде скарлатины или ветрянки, а средства, корректирующие личность — добавляющие храбрости, устраняющие болтливость и жадность и т.п. Оказывается, это не совсем фантастика. Так, одно известное средство помогает от расизма. Жаль, никто не додумался в своё время накормить этим Гитлера.
По данным ученых из Оксфордского университета (Великобритания), препарат под названием пропанолол, который врачи прописывают при ишемической болезни сердца, гипертонии и других заболеваниях, способен также снижать уровень расизма. В исследовании, которое провели специалисты, участвовало 36 человек. Половина из них приняла пропанолол, а другая половина — таблетки плацебо. По итогам психологического теста, который затем провели ученые, выяснилось, что первая группа демонстрировала значительно меньший уровень подсознательной агрессии по отношению к представителям других народов и рас. Причина — в том, что активные вещества пропанолола снижает активность нейронов и, в качестве побочного эффекта, влияют на интенсивность подсознательных страхов, в том числе связанных с иностранцами.
Один из соавторов исследования, профессор факультета философии Оксфордского университета Джулиан Савулеску заявил: «Такие исследования подтверждают, что наше бессознательное отношение к чему-либо можно моделировать с помощью таблеток. Подобные возможности требуют тщательного этического анализа. У биологических исследований, которые ставили своей целью сделать людей лучше, темная история. И пропанолол — это не таблетка от расизма. Но с учетом того, что огромное количество больных уже принимает препараты, у которых есть „моральные“ побочные эффекты, нам хотя бы нужно понимать, в чем они заключаются».
Впрочем, побочные эффекты разных таблеток бывают не только положительными. Так, один француз 2 года назад отсудил крупную сумму у производителя средства от паркинсонизма — лекарство сделало его голубым и игроманом, хотя до начала лечения он ни о чём таком и не думал.