Появление сайта WikiLeaks создало новую уязвимость в работе спецслужб: невозможно быть уверенными в том, что секретная оперативная информация не станет достоянием широкой публики. При этом, гарантировать отсутствие утечек невозможно: мер, предотвращающих проникновение кротов в систему, не существует. Уж насколько жёстким был кадровый отбор в советскую разведку (американцы в этом плане – малые дети, коль скоро допустили к работе над атомным проектом заведомо просоветски настроенных супругов Розенберг и Клауса Фукса, левые взгляды которых были секретом Полишинеля; да и британцам стоило бы озаботиться гомосексуализмом Маклейна и прочих членов "кембриджской пятёрки" – Филби был единственным натуралом во всей этой лавочке – памятуя о том, как был завербован австрийский полковник Рёдль; в стране, где существовало в те времена уголовное наказание за содомию, это – серьёзная уязвимость, способствующая вербовке), тем не менее, были и Пеньковский, и Гордиевский, и Поляков, и Резун, и целая куча других, о которых мы до сих пор не знаем.
Просто сейчас в качестве покупателей информации могут выступать не только сотрудники иностранных разведок, но и операторы веб-сайтов (за которыми могут стоять и чужие спецслужбы, и финансовые круги, и кто угодно иной, обладающий некоторым количеством свободных денег). И это делает работу по законопачиванию щелей ещё более проблематичной, из-за того, что некоторые принципы, относящиеся к свободе слова, являются основополагающими для стран демократической модели и явный отказ от неё может иметь серьёзные репутационные последствия для политика, который решится провести соответствующие законы, карающие получателей секретной информации (благо, в отличие от иностранных шпионов, их и ловить незачем – это по определению публичные люди).
Соответственно, утечка в открытый доступ – это новая реальность, к которой следует приспосабливаться. И помочь в этом может ... ТРИЗ. Был (да и по сей день существует) такой набор методов стимулирования творческого потенциала человека, ориентированная, правда, на решение изобретательских задач.
Один из методов – это принцип обращения вреда в пользу. Примером практического использования этого принципа может служить работа предохранительного клапана – то самое избыточное давление, которое угрожает взрывом всей конструкции, заставляет его открываться и предотвращать взрыв. Многие лекарства также основаны на этом принципе: для здорового человека они ядовиты, но когда в организме происходит процесс отклонения от нормы, противоположный тому, которое вызывает этот яд, то он становится лекарством (скажем, ядовитый атропин спасает жизнь при отравлении ингибиторами ацетилхолинэстеразы – будь то дихлофос или боевые отравляющие вещества – поскольку действие этих ядов на уровне макрофизиологического эффекта (а не механизма действия, ацетилхолинэстеразу атропин не реактивирует) противоположно действию атропина).
Применение этого принципа к сайтам, подобным ВикиЛикс, может выглядеть следующим образом: превратить их в канал сброса дезинформации. Причём не простого бреда сивой кобылы, а тщательно продуманной и ориентированной на получение положительного эффекта. И содержание сбрасываемого должно быть не высосано из пальца, а быть связанным с содержанием некоторых достоверных материалов (в идеале, можно сбрасывать абсолютно точные, но устаревшие сведения, всё же это – сайт, и принципы активности, непрерывности, достоверности и своевременности, являющиеся критериями нормальной работы разведки – от полковой до стратегической – к нему мало применимы), которые воленс-ноленс придётся добавлять к дезе. Итак, сбрасываются сведения, а вот в качестве источника указывается кто-то из руководства спецслужб противника, которого надо нейтрализовать. И создаётся целая система наводки на ту самую персону, благодаря чему его "замочат в сортире" свои же. А то и можно спровоцировать раскол в руководстве противника, если подать правдоподобную версию неподобающего поведения части его членов (обвинения – необязательно в предательстве и сотрудничестве с Западом, сгодится и обычное крысятничество, скажем, вброс "доказательств" того, что подлежащий нейтрализации лидер якобы присвоил часть средств, выделенных на борьбу, и увёл их на свой счёт в оффшоре, хапнул не по чину и кинул спонсора; или работает на Пакистан, Турцию или Саудовскую Аравию, тогда как организация в целом ориентирована на Иран, и т.п.). И, естественно, перед запуском дезы тщательная проверка на видимость достоверности; в идеале, даже профессионалы должны быть неспособны отличить в сбросе подлинники от фальшивок (кстати, у англо-саксонских спецслужб есть хороший опыт проведения такого рода вбросов дезинформации, скажем, Операция «Mincemeat», на которую купились достаточно неглупые и квалифицированные офицеры военной разведки Германии).
Возможна и иная методика, что называется, вне-ТРИЗовая. Создание большого числа подобных сливных труб (относительно, конечно, с учётом специфики, 20-30 подобных сайтов в мировом масштабе – это уже много), через которые создаётся информационный шум: гнать смесь достоверного с бредом сивой кобылы, что подорвёт доверие к такого рода источникам как таковым. Доверие к ним будет не больше, чем к жёлтой прессе.
Есть, конечно, и операторы сайтов обладающие особой репутацией, вроде того же Ассанжа, который был первопроходцем в этой области, и его деятельность может помешать решению задачи: его сайт будет считаться достоверным источником, а остальные – липой. Но и его можно: 1) перекупить; 2) умело накормить дезой; 3) скомпрометировать, как якобы действующего агента спецслужб США, распространяющего заведомую дезинформацию; 4)нейтрализовать иными способами на усмотрение руководства спецслужб. После чего взять под контроль чуть больше, чем сто процентов такого рода источников. Всё это верно при условии, что Ассанж не является и на самом деле штатным работником ЦРУ, чего нельзя исключить.
Правда, подрыв доверия к подобным сайтам, специализирующимся на утечках документов, приведёт к невозможности их использования для активных операций по дезорганизации руководства противника. Это, скорее, выход на случай, если руководство разведки сочтёт, что квалификации его кадров недостаточно для более тонкой игры с противником, по схеме из первой части материала.
Если вам нужна большая мощность, то дизельные генераторы предпочтительнее. Но всё имеет свою цену – как в деньгах, так и в транспортабельности: эта разновидность передвижных электростанций дороже и имеет большие размеры. Если же ваши запросы к мощности более скромные, то их могут удовлетворить бензиновые генераторы – недорогие, компактные и не менее надёжные.