Это лучше всего выразил британский публицист Фрэнсис Спаффорд. Советские люди не были в массе своей глупыми (или даже индоктринированными по самое не могу, лицемерия было на порядки больше искренней веры в марксизм-ленинизм, сдаётся мне, что и православное возрождение в Союзе носит такой же характер), и они поняли это к началу 70-х, просто не все могли выразить это словами.
« »
...память о Советском Союзе периода 1957-1964 годов почти исчезла из нашего коллективного сознания. Теперь в нашем сознании при упоминании об СССР возникает ассоциативная картинка из серии образов, где сразу после красных флагов и сталинских усов возникают страдающие старческим слабоумием люди в уродливых костюмах, которые руководят империей устаревших тракторных заводов. А затем появляется Горбачев и как-то случайно вытаскивает страну из ее бедственного положения. Та эпоха, когда эта страна выглядела уверенной в себе, зрелой, перспективной и открытой, оказалась почему-то вырезанной из нашего сознания. Если в 70-е годы СССР превратился в «Верхнюю Вольту с ракетами» (это слова американского дипломата, произнесенные им под впечатлением того, что асфальтовые дороги в России заканчиваются всего в нескольких километрах от Москвы), то это значит, что он всегда был Верхней Вольтой с ракетами, не более того.
Мысль о вызывающем зависть Советском Союзе просто не может возникнуть. Поэтому мы предполагаем, что советский момент славы — это чистой воды иллюзия. Может, это проявление страхов Запада; может, непонимание того, что такие достижения, как спутник, говорят о советской жизни в целом. Предположение это было весьма разумным, особенно для нервных западных наблюдателей начала 60-х годов. Ведь они полагали, что общество, запустившее в космос спутник, наверняка решило все свои простые повседневные проблемы, такие как снабжение луком или производство детской обуви. Но оказалось, что не решило, и что детская обувь Start-Rite, которой заполнены все магазины в английской глубинке, типа местечка Хемел Хемпстед, это невообразимая роскошь для советского города. И вот тогда-то космические ракеты перестали быть символом вызывающих зависть «высоких технологий». Они начали походить на некие любимые проекты египетских фараонов, на пирамиды, возводимые на фоне всеобщей бедности, на нечто жестокое и слегка нелепое.