Речь об Украине. И не в том виноват, что-де отрывает её от «русского мира», а в том, что предоставлял возможность Януковичу и прочим ворам легализовать наворованное. Автор материала — британский подданный, поэтому пришлось убрать пару моментов некомплиментарных высказываний о России и Путине, чтобы Роскомнадзор не заблокировал мой уютненький, большая часть трафика которого происходит из России.
Украина уже стояла на коленях, когда война на востоке страны еще не началась, и в этом в равной мере виноват [убираю наезд на Россию], так и демократические страны Запада. Британия, Австрия, Швейцария и Делавэр, а также «солнечные места для темных личностей», которые мы называем налоговыми оазисами, позволили нечистым на руку украинским лидерам вывозить украденные деньги за рубеж и долгие годы пользоваться западными имущественными правами. Чиновники мародерствовали настолько активно, что страна оказалась на грани краха еще до того, как [убираю наезд на Россию]. У украинских правителей не было нужды создавать стабильную политическую систему у себя дома, поскольку западные страны были готовы продать им свою.
Несмотря на политическую волю, проявленную в этом году участниками конференции по возвращению активов, состоявшейся в Лондоне, хроническая неспособность западных регуляторов проанализировать, выследить и подвергнуть санкциям ввозимые на Запад средства создала такие условия, при которых пройдут годы, а то и десятилетия, прежде чем удастся вернуть украденные Януковичем и его «семьей» деньги.
Когда Янукович пришел в 2010 году к власти, Украина заняла первое место в мире по «перекачиванию» государственных средств в западные банки, а также по их вложениям в собственность и иностранные компании. Олег Махницкий, который во время лондонской конференции занимал пост генерального прокурора, оценил потери для украинской экономики в годы правления Януковича в 100 миллиардов долларов.
Взятки текли наверх в этой коррупционной пирамиде, где чиновники платили дань тем, кто стоял над ними. Находившиеся на вершине Янукович, его семья и его друзья стали сказочно богатыми людьми. Его сын Александр, ранее работавший зубным врачом и никак не преуспевавший, стал одним из самых богатых бизнесменов в стране.
Из-за такого загнивания государства изнутри Украина ослабла настолько, что не сумела подавить прошлогоднюю революцию. «Когда смотришь на систему, она кажется глупой, — объясняет украинский юрист Андрей Кутузов, который сам участвовал в передаче взяток от клиентов судьям. — Это все равно что строить дом, вынимая кирпичи из фундамента и укладывая их на верхних этажах».
Требуется немалая изобретательность для того, чтобы незаконным путем выводить деньги с Украины, из России и из любых других мест, а потом превращать их во вполне законные средства в офшорах. В последние годы некоторые западные компании с удовольствием создают такие юридические схемы и механизмы.
Наглядным примером является фирма Astute Partners, через которую Янукович скрывал свое право собственности на охотничье хозяйство в Сухолучье. Это была британская компания-пустышка, созданная в 2004 году и содержавшаяся в полной боевой готовности фирмой Trust and Company Service Provider (TCSP). 3 сентября 2009 года директором и владельцем Astute Partners стал учившийся в США австрийский юрист Рейнхард Прокш, который скрыл истинную принадлежность компании, сославшись на конфиденциальность информации о клиентах.
В такого рода структурах есть несколько преимуществ. Во-первых, огромное количество юрисдикций (Украина, Британия, Невис, Австрия, Кипр, Латвия) усложнит любой процесс проведения следствия. Во-вторых, «британская» собственность дает налет респектабельности и доступ к британским судам.
Коррупция при Януковиче существовала в нескольких формах. Самым прибыльным делом были махинации с НДС, когда платятся взятки, чтобы вернуть НДС, который удерживают украинские чиновники, или чтобы бизнесмен мог потребовать возврата НДС, хотя на самом деле он этот налог не платил. Были и более сложные и утонченные методы, такие как присвоение средств из 50-миллиардного в долларовом исчислении государственного закупочного фонда, либо незаконная приватизация государственной собственности.
В апреле 2014 года новый глава украинской налоговой службы Игорь Билоус подсчитал, что при Януковиче только мошенничество с НДС обошлось стране в четверть ее национального бюджета, деньги из которого утекали на офшорные счета, принадлежащие чиновникам-коррупционерам. Крупные взятки обычно кладутся прямо на офшорный банковский счет, и часто это происходит на Кипре. Так называемые «черные финансисты» могут обменять находящиеся на Украине наличные на деньги, лежащие на счетах в офшорных банках, делая это, как правило, за пять процентов комиссионных. Кипр играет важнейшую роль как канал для вывода денег с Украины и перевода их на Украину. Он неизменно является самым крупным инвестором на Украине (по состоянию на 1 апреля 2014 года на его долю приходилась почти треть от общей суммы). Инвесторы указывают на то, что в основном это краденые деньги, возвращаемые на Украину под маской вполне законных прямых иностранных инвестиций.
Простым украинцам очень хочется вернуть украденные и спрятанные на Западе их бывшими правителями деньги. Заявления западных официальных лиц на эту тему находят мощный отклик. Многие надеются, что западные власти сдержат свои обещания и вернут деньги на Украину.
Но поскольку связанный с такими возвратами юридический процесс обычно очень длительный, главная проблема, с которой сталкиваются западные руководители, состоит в том, чтобы умерить эти ожидания. Вот что говорит один из самых известных киевских борцов с незаконными доходами Виталий Шабунин: «Если украденные у Украины деньги не вернутся сюда, это станет мощным ударом по евроинтеграции, который покажет, что им все равно».
В таком контексте, возможно, завышенные цифры по количеству украденных у страны денег, которые дают украинские чиновники, совершенно бесполезны, поскольку большинство рядовых украинцев полагает, что вернуть 30-40 миллиардов долларов довольно легко и просто.
Но пока реальная сумма замороженных активов серьезно не дотягивает до этих цифр. Британия заморозила всего 23 миллиона долларов, Швейцария — 193 миллиона, а Австрия с Лихтенштейном — непонятно сколько.
Инициируемые иски с целью возврата денег редко приводят к судебным процессам, а владельцы активов типа Януковича и его союзников сами подают иски, добиваясь размораживания своих средств. Любое дело обещает превратиться в долгую юридическую тяжбу, прежде чем в нем будет достигнут какой-то прогресс.
Если бы Запад заблаговременно применял свои нормы и правила против отмывания денег к постсоветским клептократам с таким же усердием, как он это делает в отношении потенциальных террористов, то деньги вообще перестали бы туда приходить. Это помогло бы ослабить и подорвать всю систему, которая поддерживает хаос и коррупцию в бывшем восточном блоке, так как люди не крадут деньги, если не могут их сохранить.
Но сегодня западные следователи не проявляют особого интереса к упреждающим следственным действиям, а поэтому у воров нет повода для тревоги. И сохраняется риск того, что старая система при новых украинских руководителях восстановится.
«Своим бездействием британские власти дают зеленый свет отмывателям денег и организованной преступности, и с этим ничего нельзя поделать, — говорит Билл Браудер из Hermitage Capital. — Известные отмыватели денег должны подвергаться наказанию, но Британия ничего в этом плане не делает. Существующий здесь климат подталкивает их на новые преступления. Для них нет никаких последствий и в некоторых офшорных юрисдикциях, но ждать от них каких-то правильных действий невозможно, поскольку сама Британия поступает неправильно».
В Британии антикоррупционный процесс возглавило Министерство международного развития, сосредоточившее внимание на тех странах, которым Лондон оказывает помощь. В основном это страны Центральной Африки южнее Сахары. Я не нашел ни одного министерства, ни одного правоохранительного ведомства, которое захотело бы побеседовать со мной хотя бы неофициально о действиях Британии по отслеживанию и возвращению украинских денег.
США действуют в этом направлении намного активнее. В 2011 году Министерство юстиции объявило об учреждении новой инициативы «Возвращение денег клептократии» (Kleptocracy Asset Recovery). Она призвана помочь в расследовании деятельности бывших чиновников из свергнутых правительств арабского мира. Данная инициатива нацелена на поиск украденных коррумпированными чиновниками средств и на применение закона о гражданской конфискации с целью их изъятия. Сама по себе эта инициатива очень позитивна, однако конкретно для Украины США не сделали ничего.
По словам Алексея Хмары из украинского отделения Transparency International, «заморозить деньги трудно, а вернуть их еще труднее, и на это уходит два, три года или даже пять лет. Но народ Украины считает, что ЕС может вернуть эти деньги к осени, что к осени он может получить пять миллиардов долларов или даже 10 миллиардов».
Западные страны пользуются значительным расположением среди простых украинцев благодаря своей риторической и финансовой поддержке революции. Эти прозападные настроения имеют исключительное значение, оказывая давление на нового президента Украины и на его чиновников, а также заставляя их реформировать страну по западному образцу.
Но такое расположение не может сохраняться вечно. Западу придется предпринять содержательные усилия для оказания содействия Украине в преодолении многочисленных преград на пути к более честному будущему.
На Украине хорошо известно, что Янукович использовал западные компании и механизмы для отмывания денег, а также то обстоятельство, что западные страны не предпринимали действенных шагов, чтобы помешать этому, пока Янукович находился у власти. Если эти страны не помогут положить конец данной системе сейчас, украинцы придут к выводу, что они напрасно восхищались Западом.
Тот, кому хочется, чтобы Украина присоединилась к Европе, [убираю наезд на Россию], должен помочь ей избавиться от своих постсоветских привычек. Самая эффективная помощь — это блокирование механизмов выкачивания денег из Украины с переводом их на Запад. Это лишит нечистых на руку украинских чиновников возможности прятать свои полученные преступным путем средства, укрепит украинское государство и придаст сил его гражданам.
Отмывание денег на Западе и офшорные операции помогали Януковичу и продолжают помогать Путину. А поэтому они поддерживают режимы, настроенные враждебно по отношению к тем ценностям, о приверженности которым заявляют страны Запада. Если украинцы разочаруются и придут к выводу, что Запад и Россия друг друга не лучше, и что западные руководители говорят красивые слова, а на деле думают только о деньгах, революция потерпит неудачу.