Очень любопытная новость.
По сообщениям
http://www.talkzimbabwe.com/ http://www.newzimbabwe.com/ http://www.bulawayo24.com/ и
Zimbabwe Broadcasting Corporation Hundreds of bodies from Smith era exhumed 280 bodies exhumed from a disused mine in Manicaland 280 skeletal remains found in mine= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =
В Машоналенде найдены сотни трупов, относящихся к периоду правления Яна Смита
Сотни тел были извлечены из заброшенной шахты в Зимбабве. Трупы были захоронены в период нахождения у власти расистского правительства апартеида, возглавляемого Яном Дугласом Смитом, председателем партии Родезийский Фронт.
Работы проводились Фондом Павших героев Зимбабве. Из шахты в Маунт-Дарвине, в провинции Центральный Машоналенд были извлечены более 280 тел.
Эти тела служат доказательством того, что правительством Смита, которое управляло страной до получения независимости, были совершены обширные преступления против человечности.
Сотрудник Фонда, ответственный за поиски и эксгумацию останков, Джимми Мотси в интервью ZBC сказал, что в шахте может находиться еще более 400 тел: «В ходе борьбы за независимость значительное число видных политических деятелей и обычных людей исчезло. Сейчас появилась надежда, что эта находка поможет пролить свет на исчезновение хотя бы некоторых из них».
Как ветераны войны так и обычные люди из разных провинций приняли участие в раскопках и эксгумации.
Годфри Читакира, Генеральный секретарь регионального отделения (провинция Маникаленд) Зимбабвийского отделения ветеранов войны заявил, что существование этого захоронения показывает, что правительство Родезии совершало акты геноцида.
Существует мнение, что в стране есть около 70 подобных массовых захоронений, в которых могут находиться тела 28 тысяч человек, без вести пропавших в то время.
Тысячи людей также погибли, уничтоженные солдатами Смита и печально известными Скаутами Селуса, на базах у мозамбикских городов Чимойо и Ньяздзонья.
По словам сотрудников Фонда, тела будут направлены на экспертизу, которая поможет идентифицировать погибших и позволит семьям захоронить своих членов, считавшихся пропавшими без вести.
После получения независимости в стране начала действовать программа, которая исключала преследование за военные преступления, совершенные любой из сторон в ходе освободительной войны. = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =
Ну и комментарий
Ну, прежде всего, событие, прямо скажем нерядовое. Все-таки обнаружение массового захоронения (почти 300 трупов, даже если не брать в расчет еще возможные 400, о которых говорил товарищ Мотси) – не каждый день, и не каждый год случается.
Нечто похожее случилось несколько лет назад в Намибии, о чем когда-то
писал – в 2005 году в районе Энханы была обнаружена братская могила. Поначалу эти десятки неопознанных трупов поспешили объявить жертвами юаровской военщины. Даже нашлись какие-то свидетели, чуть ли не своими глазами видевшие, как юаровские солдаты (а пуще того – «эсэсовцы» из «Куфута» [полицейский СпН ЮЗА]) своими руками уничтожали мирных овамбо и потом бульдозерами их закатывали в землю. Скандал заглох довольно быстро – да, рядом с Энханой располагалась войсковая часть ЮАР, но к 1989 году (предположительное время гибели жертв), южноафриканские войска уже оттуда вывели. ЮАР (точнее бывшие военнослужащие), а также ряд видных экспертов по Пограничной войне публично оспорили первоначальные заявления. Вскоре выяснилось, что эти неопознанные трупы, очень похоже, относятся ко времени т.н. «
Девятидневной войны» - и вот тут уже правительство Намибии дало задний ход. Об этом эпизоде до сих пор в стране вспоминать как-то не принято и вот почему. В нарушение всех соглашений и договоренностей тогдашний еще не президент страны, а просто
глава СВАПО Сэм Нуйома 1 апреля 1989 года двинул через границу 2 тысячи боевиков. Расчет был простой – на севере страны в тот момент оставалась горстка разоруженных юаровских частей, выполнявших в основном функции по консервации военных баз. Были еще наполовину расформированные подразделения «Куфута», вооруженные только легким стрелковым оружием. Противостоять Нуйоме в теории никто не мог. Под шумок СВАПО брало под контроль север страны, а далее просто ставило международное сообщество перед фактом и начинало диктовать свои условия с позиции силы. Мировое сообщество вполне могло такое проглотить и утереться. Но планы Нуйомы сорвали во-первых, оставшиеся спецы из «Куфута», принявшие бой повсеместно, а во-вторых Маргарет Тэтчер, в ультимативной форме потребовавшая от ООН разрешить вмешаться в ситуацию войскам ЮАР (что в итоге было сделано). ООН в лице спецпредставителя Марти Ахтисаари привычно жевала сопли и делала вид, что происходящее ее не касается. Когда после нескольких дней
ожесточенных боев стало ясно, что блеф Нуйомы не пройдет, он отозвал боевиков назад (попутно при этом постарался выставить виновниками южноафриканцев) и сделал вид, что ничего не было. С тех пор о «Девятидневной войне» в Намибии вспоминать не принято – больно неприглядно выглядят действия Нуйомы по всем меркам. Так вот, когда стало ясно, что трупы в Энхане, судя по всему – это 1989 год, а не ранее, то правительство Намибии наложило запрет на любую информацию об этой истории. Несколько лет назад довелось общаться с послом Намибии в России. Его Превосходительство, услышав вопрос об этой истории после некоторых колебаний пояснил, что дело это деликатное, и выводы комиссии если и будут оглашены, то без особой помпы (и неизвестно когда). Потому как не все, сказал он, из этих погибших были мирными жителями.
Но вернемся к Зимбабве.
Трупы были обнаружены в районе Маунт-Дарвин – в годы войны это была оперативная зона ответственности «Ураган» (сама операция «Ураган» началась в январе 1973 года), северо-восточные области Родезии. Отметились там все - и Скауты, и САС, и РЛП и обычные части. Не сказать, чтобы бои там были особенно жестокими – боев, в том понимании, в каком это, скажем имеется в виду, когда речь заходит о Второй Мировой войне, там не было. Но стычки с террами происходили регулярно. Самое интересное, что эти трупы вряд ли можно списать на «гукурахунди» – небольшой локальный геноцид учиненный армией Зимбабве по приказу Роберта Мугабе в начале 1980-х. Тогда истребляли матабелов. Справедливости ради надо отметить, что иного выхода у Мугабе не было – придя к власти он рассорился со своим «заклятым другом» Джошуа Нкомо, а учитывая то, что за Нкомо стояла очень неплохо подготовленная и вооруженная ЗИПРА – пред Мугабе во весь рост встала
перспектива гражданской войны. И оную войну надо было гасить. Понятно, что Мугабе преследовал не только эти цели – там был еще и передел собственности, в заварушке тайно, но очень активно участвовала ЮАР, вредившая северному соседу (после 1980 года в одночасье превратившимся во врага), в стране (точнее в Матабелеленде) действовали и самые настоящие банды. Проблема только в том, что «гукурахунди» прошлась по Матабелеленду буквально огнем – и подавляющее большинство погибших в этой чистке были во-первых матабелами, а во-вторых, мирными жителями. (Цифры погибших разнятся – от 10 (официальные данные) до 100 (данные правозащитников) тысяч. Правда, видимо, где-то посредине – скорее всего, от 40 до 50 тысяч). Но – эта резня происходила в Матабелеленде, т.е. на юго-западе страны. Трупы же в шахте у Маунт-Дарвин – это диаметрально противоположный конец Зимбабве.
Смущает несколько другое. Понятно, что всех собак тут же повесили на правительство Родезии и покойного Яна Смита. Это-то неудивительно, ну тренд это такой в Зими (впополам с официальной политикой) – чуть чего так обвинять «расиста Смита и его кровавых наемников». Вроде как в СССР в 1920-е годы – чуть что, так «проклятое наследие мрачного царизма».
Ну да, в стране шла война – точнее правительство республики занималось уничтожением террористов. Еще точнее: вооруженные силы и полиция (уточняю, что более чем на 60% они были укомплектованы африканцами) отлавливали и истребляли черных террористов (за которым открыто стояли Москва и Пекин и тайно – Вашингтон и Лондон). Эти террористы – черные – занимались только одним: уничтожением населения страны. Убивая в основном черных. Своих братьев-африканцев.
Война была жестокой. Более чем. И с
той и с
другой стороны хватало примеров, когда воевали, скажем так, сняв белые перчатки. (Кстати сказать, это было одной из причин, почему после войны было заключено соглашение о непреследовании за военные преступления – Мугабе отдавал себе отчет, что его банды, а равно и Нкомовская ЗИПРА крови пролили столько, что хватит на озеро Кариба. А ворошить прошлое не хотелось – все-таки имидж самого обещающего политика Африки (по состоянию на 1980 год) обязывает).
Но вот МАССОВЫМИ – подчеркиваю, массовыми убийствами, армия Родезии себя как-то не запятнала. Упомянутые в заметке «печально известные Скауты Селуса» иногда действительно умудрялись массово уничтожать боевиков – только соль в том, что уничтожения происходили ЗА пределами страны: либо в лагерях на территории Замбии, либо (что чаще) Мозамбика. В случае с «резней в Ньяздзонья», как ее принято официально именовать в Зимбабве, в 1976 году 70 Скаутов, замаскированные под терров, приехали на броневиках в лагерь в Пангви и в упор открыли огонь по боевикам, собравшимся на утреннюю поверку. Тогда погибло (по разным данным) от 1000 до 2000 человек – великолепный пример хорошо спланированной и грамотно осуществленной операции (притом, что Скауты не потеряли ни одного человека). Операция «Гатлинг» - двухдневный рейд САС и Скаутов на базы в Замбии – закончилась уничтожением около 2000 боевиков (при минимальных потерях). Но вот ВНУТРИ Родезии случаев массового истребления мирных жителей правительственными войсками как-то нигде, ни в одном источнике не отмечено. В отличие, скажем от терров – вот у них была привычка вырезать целиком краали и миссии. (Есть что называется
moot point – спецоперации Скаутов Селуса в рамках биологической войны. Но с этой темой до конца не все ясно, хотя да, было, и эксперименты приводили к значительной гибели мирного населения от применения ОМП).
В общем, кто виноват в гибели этих трех сотен (если не больше) людей – сейчас сказать невозможно. Есть опять же один момент, на котором нынешнее правительство Зимбабве постарается не заострять внимание – буде это всплывет. Да при Смите практиковались исчезновения людей без следа. Естественно были и пытки, и казни – и не всегда с соблюдением всех юридических формальностей. Но, во-первых, не в промышленных масштабах. Несравнимо даже с тем, что было при Пиночете в Чили – а уж про Аргентину и заикаться не стоит, вот где «конвейер» работал с перегрузкой. (Даже физически полицейский и вообще репрессивный аппарат Родезии просто не справился бы с массовыми бессудными похищениями и казнями). Но самое главное, что с приходом к власти Мугабе репрессии против мирного населения не только не исчезли, но наоборот, обрели размах. Правительство Зимбабве деликатно молчит о том, во что превратилась ЦРО – политическая полиция и контрразведка. Деятельность этой организации – едва ли не самая охраняемая тайна. А уж ее деятельность в «укреплении конституционного строя» и подавно. Если сами бывшие ветераны Чимуренги (освободительной войны) и когда-то яростные сторонники Мугабе теперь
открыто говорят, что при Смите нарушения прав человека (читай: убийства, похищения, бессудные заключения и т.д.) были не нормой, а исключением, а вот при Мугабе они превратились в нечто непреложное – то все это наводит на мысли.
Кстати сказать, при подавлении «гукурахунди» очень много людей было арестовано и брошено в концлагеря (ага, в Зимбабве существует и такое). И не все эти концлагеря располагались на территории Матабелеленда – в стране хватает мест с неприглядным климатом. К тому же концлагеря очень удобно устраивать в чужеродной местности (чтобы у заключенного-матабела было мало шансов на помощь от местного населения-шона) – и рядом с естественными (или искусственными) сооружениями, как-то шахты, каньоны, обрывы и т.д. (от трупов надо как-то избавляться, поскольку на содержание заключенных тратиться нерационально). В общем, все это наводит на разные интересные размышления.
Есть и еще один момент, имеющий некоторое отношение к дню сегодняшнему. Повторюсь еще раз – в стране шла война. С одной стороны это была война на уничтожение: уничтожение существующего государственного строя, уничтожение мирного населения, уничтожение порядка и т.д. С другой стороны – это были попытки противостоять хаосу, террору и рекам крови. Сейчас как-то стало хорошим тоном считать тех террористов «борцами за свободу», «народным освободительным движением», чуть ли не «партизанами», боровшимися за национальный суверенитет. Ну, нормальная левацкая пропаганда, потихоньку уничтожающая мозги. К сожалению, практика показывает, что таковых почему-то все больше (при этом, естественно, себя эти идиоты считают единственными, кто способен здраво мыслить).
В Израиле, в Итамаре на днях была убита еврейская семья – в том числе трехмесячная девочка. Мировое общественное мнение это событие в упор проигнорировало – прилагая просто невероятные усилия, чтобы не заметить. Год назад, когда израильтяне блокировали прорыв т.н. «гуманитарной флотилии» - идиоты всего мира с пеной у рта бились в истерике, вопя о немыслимых преступлениях «израильской военщины» и, брызгая слюной, требовали «привлечь к ответу убийц в форме». Сегодня эти же самые поклонники террористов упорно молчат – ни единого словечка, хотя бы формального осуждения. У нормальных людей реакция на такое одна: «
Родина человека, убившего ребенка - в двух метрах под землей. Находиться где-нибудь еще он права не имеет. Родина тех, кто хоть как-то оправдывает такие деяния - там же. ©
frumich». Все остальные начинают что-то бормотать о «недемократичности государства, которое само виновато в том, что допустило появление таких эксцессов, ни в коей мере не являющихся показателями в целом» и т.п. подобный бред.
Под луной ничто не ново – когда такое происходило в Родезии это же самое мировое общественное мнение вело себя точь-в-точь так же. Когда боевики ЗИПРА сбили из советского ПЗРК гражданский самолет, а после приземления добили хладнокровно выживших – мир это старательно игнорировал. Когда боевики ЗАНЛА вырезали несколько христианских миссий в Родезии убив при этом грудных младенцев, то Всемирный Совет Церквей (вот уж кто казалось бы должен был возмутиться) не произнес при этом ни слова. Но когда Скауты выжгли
военную базу террористов, уничтожив тысячу
комбатантов – вой поднялся до небес, вплоть до Верховного Комиссара ООН по делам беженцев. (Данное событие вошло в официальную историю как «
беспрецедентное и хладнокровное истребление мирных жителей» - и таковым продолжает считаться).
Так вот, а теперь ради мысленного эксперимента можно попытаться представить, что есть небольшая страна с небольшой, но эффективной армией, ведущая изнурительную войну фактически против половины мира. Против страны – банды террористов, которым негласно покровительствует ООН и гласно – т.н. «мировое общественное мнение». И случаи, подобные трагедии в Итамаре, там происходят каждый день – ну или раза три в неделю. Что творили террористы, приходя в краали – лучше, если честно, не упоминать: у неподготовленного человека начнется нервная бессонница. Самым невинным из «развлечений» терров были детоубийства: грудных детей обычно подбрасывали в воздух и ловили на штыки. Ну также практиковались убийства детей в присутствии матерей,
изнасилования малолетних дочерей в присутствии отцов (с последующим умерщвлением и тех и других), убийства мужей и принуждение жен к поеданию плоти погибших, ну в общем много чего. Под конец войны такое, повторюсь, происходило в этой маленькой стране по нескольку раз в неделю. Если же, не дай Бог, оказывалось, что кто-то из этой деревни служит в армии, то семье этого человека предстояла смерть такая, от которой, как говорится, и дьявол от ужаса поседеет. Все это делалось с одной целью – запугать население и заставить его помогать террам (что, надо признать, порой срабатывало). Ну и если продолжить такой эксперимент – что будет с таким краалем, когда туда после этого зайдет взвод Родезйиских африканских стрелков (негритянский полк) и узнает, что население крааля все как один поддерживает террористов (т.е. детоубийц)? Ничего хорошего. Так что осуждать тех, кто убил этих несчастных зимбабвийцев – в случае если мы, ради интереса, допускаем, что это правительственные войска республики Родезия – нет ни малейшего желания. Война.
Возвращаясь обратно к этому захоронению в Маунт-Дарвине. Версий там на самом деле мало: а) это люди, погибшие в ходе Родезийской войны от рук: i) правительственных частей ii) боевиков; б) люди, погибшие после Родезийской войны от рук: i) частей Зимбабвийской народной армии ii) полиции или ЦРО во время пребывания в концлагере. Как показывает практика, до истины вряд ли докопаются. Неопровержимых доказательств – пока, подчеркиваю, пока – ни у одной версии нет. Свалить все на «Смита и его банду» проще простого, и к тому же политически верно – но желательно это как-то и подкрепить, а то может выйти конфуз как с Намибией. Если же выяснится, что погибшие – жертвы событий (любых), случившихся после 1980 года – то получается еще более неловко (хотя такая вещь как репутация, Роберта Гаврилыча и его окружение нисколько не заботит).
Погибших людей, конечно жалко – просто по-человечески. Но с другой стороны, в Африке к югу от экватора, человеческая жизнь всегда ценилась дешевле сгнившего банана. Как это было 100 и 200 лет назад – так это происходит и сейчас. Самое интересное будет, если лет через 40 новое правительство республики Зимбабве обнаружит очередное массовое захоронение – неопровержимо доказывающее, что «правительство Мугабе совершало акты геноцида». (Хотя пример реабилитированного Бокассы показывает, что вероятность этого мала – это нормальных людей в Африке первым делом уничтожают и объявляют преступниками, а вот людоедов стараются чтить).